1859
8 апреля в Проснице (Мэрен, Австро-Венгерская империя, ныне г. Простеев в Чехии) в еврейской семье родился Эдмунд Гуссерль.
1868
Посещает гимназию в Вене, год спустя переходит в немецкую гимназию в Оломоуце.
1876
Изучает астрономию, математику, физику и философию в Лейпцигском университете.
1878
Переходит в Берлинский университет, где изучает математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена.
1881
Изучает математику в Вене.
1882
8 октября защищает в Венском университете диссертацию (Promotion) Beitrage zur Theorie der Variationsrechnung ("К теории вариационного исчисления") у Лео Кёнигсбергера.
Изучает философию у Франца Брентано (Вена).
1883
Получает место доктора философии (23 января) и приват-ассистента при Вейерштрассе (летний семестр).
1884
24 апреля умирает отец Э. Гуссерля.
В 1884-1886 гг. продолжает философское обучение в Вене у Брентано.
1886
Переезд в Галле для подготовки габилитационной работы у одного из старших учеников Брентано - Карла Штумпфа.
См. Husserliana, Bd. 21: Studien zur Arithmetik und Geometrie ("Исследования по арифметике и геометрии") - Из наследия 1886-1901.
1887
Защищает в университете Галле диссертацию (Habilitation) Uber den Begriff der Zahl ("О понятии числа. Психологические анализы").
Здесь же в качестве приватдоцента начинает свою академическую карьеру. 24 октября выступает с инаугурационной лекцией Die Ziele und Aufgaben der Methaphysik ("Цели и задачи метафизики").
6 августа женится на Мальвине Штайншнайдер (Steinschneider).
1891
Публикует свою первую большую работу - "Философия арифметики. Психологические и логические исследования".
18 июля "Письмо Фреге". 1891-1897 публикует ряд статей по логике.
1900
2 мая в Журнале философских исследований публикует статью Uber psychologische Begrundung der Logik ("О психологическом обосновании логики").
Выходит первая часть "Логических исследований" - Пролегомены к чистой логике, содержащие критику психологизма в логике и проект "чистой логики". Пересмотр ранних убеждений.
1901
Встреча с Максом Шелером.
Выходит вторая часть "Логических исследований" - Исследования по феноменологии и теории познания. Возникновение концепции феноменологии.
В сентябре переезжает в Геттинген и становится экстраординарным профессором в местном университете (геттингенский период: 1901-1916).
1904
Встреча с Теодором Липпсом и его студентами в Мюнхене.
1905
Встреча с Вильгельмом Дильтеем в Берлине.
См. Husserliana, Bd. 13: Zur Phanomenologie der Intersubjektivitat ("К феноменологии интерсубъективности") - из наследия 1905-1920.
1906
Становится ординарным профессором философии в Гёттингене.
1906-1907 читает курс лекций Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie ("Введение в логику и теорию познания", см. Husserliana, Bd. 24)
1907
"Идея феноменологии. Пять лекций" (лекции изданы посмертно, см. Husserliana, Bd. 2; русский перевод в журнале "Ступени", СПб., 1991) - переход к трансцендентальной феноменологии, учение о редукции.
Читает лекции Ding und Raum ("Вещь и пространство", см. Husserliana, Bd. 16).
1908
В летнем семестре читает курс лекций о теории значения (см. Husserliana, Bd. 26).
В 1908-1914 читает лекции по этике и теории ценностей (см. Husserliana, Bd. 28).
1909
Визит неокантианца Пауля Наторпа.
1910
Гуссерль начинает сотрудничать в качестве редактора в русско-немецком философском журнале Логос (вместе с Г. Риккертом).
Лекции Grundprobleme der Phanomenologie 1910/11 ("Основные проблемы феноменологии").
1911
В первом номере Логоса выходит программная статья Гуссерля "Философия как строгая наука". Критика различных форм релятивизма в философии (натурализм, историцизм, психологизм) и задача превращения философии в универсальную строгую науку, способную на аподиктическое познание основ сущего.
1912
Основание Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung (Ежегодник по философии и феноменологическим исследованиям). Главный редактор - Э. Гуссерль. В состав редколлегии входят: М. Гайгер, А. Пфендер, А. Райнах. Издавался до 1930 года.
1913
В первом выпуске Ежегодника появляются "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: Общее введение в чистую феноменологию" - закрепление перехода на трансцендентальные позиции, разработка феноменологической методологии. Работа над второй и третьей книгами, которые посвящены проблемам конституции и феноменологическим основаниям наук.
Второе, частично исправленное (в свете нового понимания феноменологии), издание 1 части II тома "Логических исследований".
Визит Карла Ясперса к Гуссерлю.
1915
Письмо Хуго Мюнстербергу.
1916
5 января - назначение на должность профессора философии Фрайбургского университета в качестве преемника Г. Риккерта.
8 марта на полях Первой мировой войны погибает сын Гуссерля Вольфганг.
1 апреля - переезд во Фрайбург-им-Брайзгау.
1917
3 мая Гуссерль выступает во Фрайбургском университете с инаугурационной лекцией Die reine Phanomenologie, ihr Forschungsgebiet und ihre Methode ("Чистая феноменология: область ее исследований и ее метод").
На войне ранен сын Гуссерля Герхарт.
В июле умирает мать Гуссерля.
1817-1818 читает курс лекций Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie ("Логика и общая теория науки", см. Husserliana, Bd. 30).
6 декабря в газете Frankfurter Zeitung публикует некролог "Адольф Райнах".
1918
1918-1919 - Основание "Фрайбургского феноменологического общества".
1918-1926 - Лекции и исследования Analysen zur passiven Synthesis ("Анализы пассивных синтезов", см. Husserliana, Bd. 11).
1919
В сборнике Оскара Крауса публикует статью Erinnerungen an Franz Brentano ("Воспоминания о Франце Брентано").
4 сентября пишет письмо Арнольду Мецгеру.
1921
В 1921-1922 выходит вторая, переработанная, редакция 2 части II тома "Логических исследований" (VI Иссл.) - переосмысление Гуссерлем своих ранних феноменологических взглядов.
Второе издание "Идей к чистой феноменологии".
1922
В июне читает цикл лекций в Университетском колледже Лондона Phanomenologische Methode und Phanomenologische Philosophie ("Феноменологический метод и феноменологическая философия"). Встречи в Англии с Уордом, Стаутом и Муром.
1923
См. Husserliana, Bd. 7-8: Erste Philosophie ("Первая философия"), часть первая: "Критическая история идей", часть вторая: "Теория феноменологической редукции" - Из наследия 1923-1924.
В 1923-1924 публикует статьи в японских журналах. Интерес к сравнению культур запада и востока, а также к восточным учениям, в частности, буддизму.
1925
В летнем семестре читает курс лекций Phanomenologische Psychologie ("Феноменологическая психология", см. Husserliana, Bd. 9).
1926
В день рождения Гуссерля М. Хайдеггер представляет ему свою рукопись "Бытия и времени" с посвящением "Эдмунду Гуссерлю в почитании и дружбе". Подготовка рукописи к изданию.
1927
Публикация в Ежегоднике "Бытия и времени" Хайдеггера. Начало осмысления его философии. Заметки на полях трактата.
1927-1928: подготовка при участии Хайдеггера статьи "Феноменология" для Британской энциклопедии.
1928
31 марта Гуссерль выходит на пенсию. Его кафедру занимает Хайдеггер.
Приезжает в Берлин для участия в праздновании 80-летия Штумпфа.
В апреле выступает с докладами в Амстердаме: Phanomenologie und Psychologie. Transzendentale Phanomenologie ("Феноменология и психология. Трансцендентальная феноменология", "Амстердамские доклады").
В Ежегоднике под редакцией Хайдеггера публикуются "Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени".
Гуссерль становится почетным иностранным членом американской Академии наук и искусств.
1929
23 и 24 февраля по приглашению L'institut d'Etudes germaniques и Societe francaise выступает в с докладами в Париже. Встречи с Леви-Брюлем, Мейерсоном, Койре, Левинасом.
8 апреля, в день своего семидесятилетия, Гуссерль получает из рук Хайдеггера посвященный ему Юбилейный сборник.
В июле в Ежегоднике публикуется работа Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft ("Формальная и трансцендентальная логика. Опыт критики логического разума").
В 14 издании Британской энциклопедии появляется статья Гуссерля "Феноменология".
1930
В Ежегоднике Гуссерль публикует "Послесловие к моим 'Идеям к чистой феноменологии и феноменологической философии'", которое потом в качестве предисловия автора было включено в английский перевод "Идей" 1931 года.
В целом подготовлены вторая и третья книги "Идей" - "Феноменологические исследования конституции" и "Феноменология и фундаменты наук" (изданы посмертно, см. Husserliana, Bde. 4-5).
1931
В июне Гуссерль читает лекции "Феноменология и антропология" во Франкфурте, в Берлине и Галле.
Во Франции выходят Meditations cartesiennes. Introduction a la phenomenologie ("Картезианские размышления. Введение в феноменологию"). Особое внимание в книге уделяется проблемам интерсубъективности.
1932
Избирается членом-корреспондентом Академии моральных и политических наук Института Франции.
15 апреля: письмо А. Гурвичу.
1933
После прихода к власти национал-социалистов начинает сталкиваться с серьезными препятствиями для продолжения своей работы. Для начала Гуссерля отправляют в отпуск.
В ноябре не принимает приглашение занять кафедру в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США).
1934
1934-1937 работает над книгой "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология". (см. Husserliana, Bde. 6, 29.)
Пишет предисловие к сочинению своего ассистента Ойгена Финка Die phanomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwartigen Kritik ("Феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля в свете современной критики").
7-9 мая: Grundlegende Untersuchungen zum phanomenologischen Ursprung der Raumlichkeit der Natur ("Основополагающие разыскания феноменологического истока пространственности природы").
В августе приглашается принять участие в 8 Международном философском конгрессе в Праге.
1935
7 и 10 мая в Вене читает лекции Die Philosophie in der Krisis der europaischen Menschheit ("Кризис европейского человечества и философия").
14 и 15 ноября выступает в Праге с докладами Die Psychologie in der Krise der europaischen Wissenschaft ("Кризис европейских наук и психология").
Становится членом-корреспондентом Британской академии.
1936
15 января лишается права преподавания в Германии.
24 января в Белграде выходит "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию", где Гуссерль, превозмогая себя, пытается еще раз возобновить поиск путей в феноменологию. Учение о жизненном мире; его забвение в объективирующем предприятии науки расценивается как кризис.
1937
8 июня нацистские власти не позволяют Гуссерлю принять участие в 9 Международном философском конгрессе в Париже.
1938
27 апреля во Фрайбурге, после тяжелой болезни, Эдмунд Гуссерль скончался.
Вдова Мальвина Гуссерль передает архив философа (40 тыс. листов стенографических рукописей) пастору Герману Лео ван Бреда, который переправляет его в Бельгию.
(использован материал сайта LebensWelt)