Если гносеологический аспект в эзотерике представлен с большим уклоном в сторону «чистого восприятия», что не удивительно, то онтологический довольно старательно прописывался во многих направлениях. Так в «традиции» Блаватская – Бейли, разворачивается довольно масштабная картина мироздания, охватывающая макро и микрокосмос, и их взаимодействие. Помимо традиционных комментариев на такие общеизвестные понятия как время, пространство, субстанция и т.д., Блаватская старательно описывает теорию циклов макрокосмоса, используя пример эволюции Земли через «цепи», «схемы» и «глобусы». Эту тему продолжает Бейли в своих книгах и даёт, по её собственному выражению, «психологические ключи» к пониманию учению о циклах Тайной Доктрины. Продолжением учения о циклах выглядит и второй, антропологический том Тайной Доктрины, но уже по отношению к отдельно взятому человечеству.
В то же время, Бейли «обновляет» микрокосмос Блаватской, который та откровенно списала с «восточных трактов», и «озвучивает» очень органичное Учение о Семи Лучах, лежащих в основе любого «творческого» мироздания. В микрокосмосе Семь Лучей проявляют себя как семь планов осваиваемые существами Земли в самопознании, для того, чтобы, в конце концов, преодолев физический план как космический принцип (а вернее не-принцип) перейти на следующий уровень.
Интересно также представление самих планов, которые разделены на подпланы, отражающие тот же принцип Семи Лучей. В основе каждого плана лежит так называемый «постоянный атом», который воплощает в себе принцип «индивидуальности». Этот «постоянный атом», (свалакшана – «единичная сущность», Абсолют плана) точка входа для «энергии» того или иного Луча, приёмник «энергии», многократно отражаясь, образует «субстанцию», переходит в форму и далее по нисходящей образует последующие планы. Хотя планы сами по себе и не пересекаются («генетически различны»), но благодаря изначальным Лучам находятся, если можно так сказать», в постоянном «резонансном взаимодействии» согласно «подобию чисел».