Суждение есть понятие в его особенности, как различающее отношение своих
моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем тождественные
с собой, а не друг с другом65.
Примечание. Говоря о суждении, обычно мыслят самостоятельные крайности,
субъект и предикат: субъект есть вещь или самостоятельное определение,
предикат есть также всеобщее определение, которое находится вне этого субъекта
(скажем, в моей голове), а затем я присоединяю предикат к субъекту и таким
образом образую суждение. Однако так как при помощи связки есть предикат
указывает (aussagt) на субъект, то это внешнее, субъективное подведение
субъекта под предикат снова снимается, и суждение берется как некое определение
самого предмета. Этимологическое значение слова Urteil (суждение) в нашем
языке глубже и выражает первичное единство понятия, которое, различаясь,
производит первоначальное деление, чем и является суждение поистине.
Абстрактное суждение выражается в предложении: «Единичное есть всеобщее».
Это те определения, которые имеют по отношению друг к другу субъект и предикат
первоначально, когда моменты понятия берутся в их непосредственной определенности
или первой абстракции (предложения «Особенное есть всеобщее» и «Единичное
есть особенное» составляют дальнейшее определение суждения). Удивительно
отсутствие наблюдательности, в результате которого мы не находим в логиках
указания на тот факт, что в каждом суждении высказывается положение «Единичное
есть всеобщее» или, еще определеннее, «Субъект есть предикат» (например,
«Бог есть абсолютный дух»). Конечно, определения — единичность и всеобщность,
субъект и предикат — различны, но тем не менее это не устраняет того вполне
всеобщего факта, что каждое суждение высказывает эти определения как тождественные.
Связка «есть» вытекает из природы понятия, согласно которой оно в своем овнешнении
(EntaiiBerung) тождественно с собой; единичное и всеобщее как его моменты
суть такие определенности, которые не могут быть изолированы. Предшествовавшие
рефлективные определенности в своих отношениях (Verhaltnissen) имеют также
[350] и соотношение друг с другом (die Bezielnmg aufeinander), но их связь
есть лишь обладание (Haben), а не бытие (Sein), не есть тождество, положенное
как таковое, или всеобщность. В суждении мы поэтому впервые видим истинную
особенность понятия, ибо суждение есть определенность или различение понятия
— определенность, которая, однако, остается всеобщностью.
Прибавление. Суждение обыкновенно рассматривается как соединение понятий, и
именно разнородных понятий. Правильно в этом понимании то, что понятие, несомненно,
образует предпосылку суждения и выступает в суждении в форме различия. Говорить
о разнородных понятиях, напротив, неправильно, ибо понятие как таковое, хотя
оно и конкретно, есть, однако, существенно единое понятие, и содержащиеся в
нем моменты не должны рассматриваться как различные виды; также ошибочно говорить
о связывании сторон суждения, так как, когда говорят о связывании, связываемые
стороны мыслятся существующими также и без этой связи, сами по себе. Внешний
характер этого понимания обнаруживается затем еще явственнее, когда говорят
о суждении, что оно получается благодаря тому, что субъекту приписывается предикат.
Субъект при этом считается существующим для себя, вовне, а предикат — находящимся
в нашей голове. Этому представлению, однако, противоречит уже связка «есть».
Когда мы говорим: «Эта роза есть красная» или «Эта картина прекрасна», мы этим
утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или картину быть прекрасной,
но что это составляет собственные определения этих предметов. Дальнейший недостаток
обычного для формальной логики понимания суждения состоит в том, что, согласно
этой логике, суждение представляется вообще лишь чем-то случайным и переход
от понятия к суждению не доказывается. Но понятие как таковое не остается недвижимым
в самом себе, вне процесса, как это полагает рассудок; оно, наоборот, как бесконечная
форма целиком деятельно, есть как бы punctum saliens66 всякой жизненности и,
значит, отличает себя от самого себя. Это положенное собственной деятельностью
понятия распадение его на различие своих моментов есть суждение, смысл которого
поэтому должен быть понят как обособление понятия. Понятие, правда, в себе
уже есть особенное, но в понятии как таковом особенное еще не положено, а находится
в прозрачном единстве со всеобщим.
[351]
Так, например, зародыш растения, как мы раньше (§ 160, прибавление) заметили,
уже, правда, содержит в себе особенное корня, ветвей, листьев и т. д., но это
особенное, однако, существует пока лишь в себе и полагается лишь тогда, когда
зародыш раскрывается, что должно рассматриваться как суждение о растении. Этот
пример может служить также и для того, чтобы сделать для нас ясным, что ни
понятие, ни суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь
нами. Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они Суть
то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.
Не наша субъективная деятельность приписывает предмету тот или другой предикат,
когда мы переходим к обсуждению предмета, а мы рассматриваем предмет в положенно»
его понятием определенности.
Суждение обычно берется в субъективном смысле как операция и форма, имеющая
место лишь в самосознающем мышлении. Но этого различия нет еще в логике,
и суждение следует брать в том совершенно всеобщем смысле, что все вещи
суть суждения, т. е. суть единичные, имеющие в себе некую всеобщность или
внутреннюю природу, пли, иными словами, они суть индивидуализированное,
оединиченное всеобщее; всеобщность и единичность в них отличны друг от
друга и в то же самое время тождественны.
Примечание. Вышеуказанному, лишь субъективному толкованию суждения, согласно
которому я приписываю некоему субъекту некий предикат, противоречит явно
объективное выражение суждений: «Роза есть красная», «Золото есть металл»
и т. д., — значит, не я приписываю субъекту некое свойство.
Суждения отличны от предложений; в последних содержатся такие определения
субъектов, которые не стоят в отношении всеобщности к ним, — состояние, отдельный
поступок и т. п.: «Цезарь родился в Риме в таком-то году, вел в продолжение
десяти лет войну в Галлии, перешел Рубикон» и т. д. — все это предложения,
а не суждения. Совершенно нелепо также утверждать, что такого рода предложения,
как, например, «Я сегодня хорошо спал» или: «Становитесь под ружье!», могут
быть облечены в форму суждения. Лишь в том случае предложение
[352]
«Мимо проезжает карета» было бы суждением, а именно субъективным суждением,
если бы подвергалось сомнению, является ли каретой движущийся мимо предмет
или движется ли предмет или тот пункт, с которого мы его наблюдаем, — лишь
в том, следовательно, случае, когда мы стремимся найти определение для
еще неопределенного надлежащим образом представления.
Точкой зрения суждения является конечность, и конечность вещей с этой точки зрения состоит в том, что они суть некоторое суждение, что хотя их наличное бытие и их всеобщая природа (их тело и их душа) соединены друг с другом, ибо в противном случае они были бы ничто, все же эти их моменты уже различны между собой и вообще отделимы друг от друга.
В абстрактном суждении «Единичное есть всеобщее» субъект как то, что отрицательно
относится к себе, есть непосредственно конкретное, предикат же, напротив,
есть абстрактное, неопределенное всеобщее. Но так как они связаны через
есть, то предикат также должен содержать в своей всеобщности определенность
субъекта; таким образом, эта определенность есть особенность, и последняя
есть положенное тождество субъекта и предиката; определенность, следовательно,
как равнодушная к этому различию формы здесь есть содержание.
Примечание. Лишь в предикате субъект получает свою четкую определенность
и содержание; сам по себе он поэтому — одно лишь представление или пустое
наименование. В суждениях «Бог есть всереальнейшее существо» и т. д. или
«Абсолютное тождественно с собой» и т. д. бог, абсолютное представляют собой
голое наименование; только в предикате говорится, что представляет собой
субъект. Что такое этот конкретный субъект еще помимо того, это данного суждения
не касается (ср. § 31).
Прибавление. Если говорят: «Субъект есть то, о чем нечто высказывается, а
предикат есть то, что высказывается о нем», — то это очень тривиально,
и мы почти ничего не узнаем о различии между ними. Субъект есть по своему смыслу
прежде всего единичное, а предикат — всеобщее. В дальнейшем развитии суждения
субъект не остается только непосредственно единичным, а предикат
[353] не остается только абстрактно всеобщим; субъект и предикат получают затем
и другое значение: предикат получает значение особенного и единичного, субъект
— значение особенного и всеобщего. Таким образом, в двух сторонах суждения
при сохранении ими одних и тех же названий субъекта и предиката имеет место
перемена их значения.
Что же касается более строгого определения субъекта и предиката, то следует
сказать, что первый как отрицательное отношение с самим собой (§ 163,166,
примечание) есть то прочное, лежащее в основании, в котором предикат обладает
и своей устойчивостью и присутствует идеально (он присущ субъекту); и так
как субъект вообще и непосредственно конкретен, то определенное содержание
предиката есть лишь одна из многих определенностей субъекта, и последний
богаче и шире предиката.
Предикат, наоборот, как всеобщее обладает самостоятельной устойчивостью
и равнодушен к тому, есть данный субъект или нет его; он выходит за пределы
субъекта, подводит его под себя и со своей стороны шире субъекта. Только
определенное содержание предиката (предшествующий параграф) составляет тождество
субъекта и предиката.
Субъект, предикат и определенное содержание, или тождество, положены сначала
в суждении в самом их отношении как различные, внешние друг другу. Но в себе,
т. е. согласно понятию, они тождественны, так как конкретная тотальность
субъекта состоит в том, что он есть не какое-нибудь неопределенное многообразие,
а только единичность, есть особенное и всеобщее в некотором тождестве, и
именно это единство есть предикат (§ 170). В связке, далее, тождество субъекта
и предиката хотя и положено, но положено сначала как абстрактное есть. Согласно
этому тождеству, субъект должен быть полоз/сен в определении предиката, благодаря
чему предикат получает определение субъекта и связка наполняется. Это — дальнейшее
определение суждения, которое через посредство наполненной содержанием связки
переходит в умозаключение. Само развитие суждения состоит в том, что всеобщность,
которая вначале есть только абстрактная,
[354]
чувственная всеобщность, специфицируется как совокупность всех (Allheit),
род и вид и, наконец, как развитая всеобщность понятия.
Примечание. Только познание процесса определения
суждения сообщает связь и смысл тому, что обыкновенно приводят в логике как
виды суждения. Помимо того, что обычное перечисление выглядит совершенно случайным,
в своем указании различных видов суждения оно есть нечто поверхностное и даже
нечто нелепое и дикое. Признаки, которыми отличаются друг от друга положительное,
категорическое, ассерторическое суждения, отчасти взяты с потолка, отчасти
остаются неопределенными. Различные суждения должны рассматриваться как необходимо
вытекающие друг из друга и как последовательное определение понятия, ибо само
суждение есть не что иное, как определенное понятие.
По отношению к обеим предшествовавшим сферам — бытия и сущности — определенные
понятия как суждения суть воспроизведения этих сфер, но воспроизведения,
положенные в простом отношении понятия.
Прибавление. Различные виды суждений должны быть
понимаемы не только как эмпирическое многообразие, но и как некая определенная
мышлением тотальность. Одной из великих заслуг Канта является то, что он впервые
выдвинул это требование. Хотя выдвинутое Кантом, согласно схеме его таблицы
категорий, деление суждений на суждения качества, количества, отношения и модальности
не может быть признано удовлетворительным отчасти из-за чисто формального применения
схемы этих категорий, отчасти также и из-за их содержания, однако в основании
этого деления все же лежит истинное воззрение, что различные виды суждения
определяются именно всеобщими формами самой логической идеи. Мы, согласно этому,
получаем сначала три главных вида суждений, которые соответствуют ступеням
бытия, сущности и понятия. Второй из этих главных видов соответственно характеру
сущности как ступени дифференциации сам в свою очередь двойствен. Внутреннее
основание этой систематики суждения следует искать в том, что так как понятие
есть идеальное единство бытия и сущности, то раскрытие его, получающееся
в суждении, тоже должно сначала воспроизводить эти две ступени в преобразованном
сообразно понятию виде, а само понятие оказывается тем, что определяет истинное
суждение. Различные виды
[365] суждения должны рассматриваться не как стоящие рядом друг с другом, не
как обладающие одинаковой ценностью, а, наоборот, как последовательный ряд
ступеней, и различие между ними зависит от логического значения предиката.
Понимание этого мы встречаем уже в обыденном сознании, поскольку оно, не колеблясь,
приписывает лишь слабую степень способности суждения тому, кто произносит лишь
такого рода суждения, как, например, «Эта стена зеленая», «Эта печь тепла»
и т. д., и называет человеком, обнаруживающим истинную способность суждения,
лишь того, в суждении которого идет речь о том, прекрасно ли известное произведение
искусства, хорош ли данный поступок и т. п. В суждениях первого рода их содержание
составляет лишь абстрактное качество, для решения о наличии которого вполне
достаточно непосредственного восприятия; наоборот, если мы говорим о произведении
искусства, что оно прекрасно, или о поступке, что он хорош, названные предметы
приходится сравнивать с тем, чем они должны быть, т. е. с их понятием.